1. Освобождение от уголовное ответственности за дачу взятки.
Данный вопрос урегулирован статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности в одном из следующих случаев либо в их совокупности:
- активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления;
- наличии в отношении него вымогательства взятки со стороны должностного лица;
- добровольного сообщения о даче взятки после совершения преступления в правоохранительный орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Активное способствование раскрытию преступления означает не только признание себя виновным и чистосердечное признание, но также выражается в предоставлении органам следствия до того неизвестной им информации, например, о месте нахождения орудий преступления, представлении вещественных доказательств, помощи в организации и проведении следственных действий и совершении иных действий.
Сообщение о даче взятки может быть сделано как в устной, так и в письменной форме и признается добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель.
Не признается добровольным заявление о даче взятки в связи с задержанием лица по подозрению в совершении этого преступления.
2. Об административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица
Одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 273-ФЗ О противодействии коррупции).
Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Административной ответственности по данной статье подлежат только юридические лица.
Размер наказания зависит от наличия таких квалифицирующих признаков как незаконное вознаграждение от имени юридического лица в крупном либо особо крупном размере. Крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером превышающие двадцать миллионов рублей.
Максимальный размер наказания административный штраф в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ составляет 6 лет.
В случае привлечения к административной ответственности юридические лица, не вправе участвовать в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет с момента привлечения к такой ответственности.
Привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие незаконные действия, от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.
3. Профилактика коррупции в госоргане
Профилактика коррупции это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. а п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Исходя из этих мер у вас в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также вам нужно проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.
4. Борьба с коррупцией
Борьба с коррупцией, так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).
Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).
Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:
- с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);
- Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 79-ФЗ).
5. Новое в законодательстве о противодействии коррупции
С 27.06.2025 вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2024 533-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которым устанавливается порядок предоставления держателями реестра владельцев ценных бумаг, депозитариями и бюро кредитных историй информации по запросам, направляемым в ходе антикоррупционных проверок. В Федеральных законах от 22.04.1996 39-ФЗ О рынке ценных бумаг, от 30.12.2004 218-ФЗ О кредитных историях установлена обязанность предоставления такой информации в ответ на запрос должностных лиц.
Для проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов запросы направляются в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или государственной информационной системы в области противодействия коррупции Посейдон (ГИС Посейдон). При отсутствии технической возможности такие запросы направляются в Банк России в виде документов на бумажном носителе посредством почтовой связи.
Не считается разглашением полученной информации ее передача работникам (сотрудникам) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) и сотрудникам органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений при проведении в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ О противодействии коррупции, другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
6. Уголовную ответственность за взяточничество в крупном размере ужесточат
За коррупционные преступления суды не смогут назначить условный срок. В законопроекте О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации депутаты предложили изменить ряд норм, чтобы за совершение такого деяния нужно было отбывать преимущественно реальное лишение свободы. В частности, предлагается:
- исключить возможность назначения условного срока;
- увеличить срок фактического отбытия наказания для применения условно-досрочного освобождения до 4/5;
- отменить штрафы в качестве основного вида наказания.
Речь идет о ряде преступлений, связанных с получением лично или через посредника взятки:
- гражданином, занимающим государственную должность РФ (федеральную или региональную);
- главой органа местного самоуправления;
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- с вымогательством взятки;
- в крупном размере;
- в особо крупном размере.
В пояснительной записке отмечен рост количества россиян, которые за последние годы получили уголовные наказания за рассматриваемые преступления. При этом, согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2023 год, наказание в виде лишения свободы было назначено 609 осужденным, а 128 осужденным в качестве основного наказания был назначен штраф, который в совокупности составил более 383 млн. руб. Депутаты полагают, что назначение штрафа для данной категории преступников не способствует их исправлению.
7. У коррупционных дел не будет сроков давности
Сроки давности, установленные Гражданским кодексом в отношении исков об изъятии имущества коррупционеров в пользу государства, применяться не будут (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 2024 г. 49-П).
Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке положений ст. 195, 196, 197, 200 и 208 ГК РФ признал их несоответствующими Конституции РФ. В частности, трехлетний и десятилетний сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ, не должны распространяться на требования прокуроров об обращении в доход государства имущества, полученного коррупционным путем.
По словам председателя Конституционного Суда РФ Валерия Зорькина, в российском законодательстве сроки, ограничивающие возможность подачи иска об обращении в доход государства коррупционного имущества, считаются неустановленными.
КС РФ не настаивает на внесении в законодательство изменений, связанных с увеличением сроков давности. В позиции суда допускается отсутствие таких сроков вообще. Однако если они будут установлены, то должны существенно превышать три и десять лет. Кроме того, законодателю необходимо предусмотреть специальные правила их течения, возможно сочетание различных правовых инструментов. Не должно допускаться применение такого срока в случае если ответчик противодействует выявлению обстоятельств противоправного обогащения или формированию доказательств для обращения в суд.
Таким образом, Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры могут подавать иски об обращении в доход государства коррупционного имущества без ограничений по времени. Это касается имущества лиц, занимающих или занимавших публично значимые должности. Такой подход распространяется на все, что связано с приобретением имущества незаконным коррупционным путем:
- использование,
- легализация,
- приращение,
- преобразование.
При этом суд подчеркнул, что его решение не затронет дела о приватизации 90-х годов, и не будет использоваться для отмены ее итогов.
8. Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционного правонарушения
Законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным ст. 59.3 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии.
Порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 1065 О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона О государственной гражданской службе предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности увольнение в связи с утратой доверия.
Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности. В силу ст. 59.3 Федерального закона О государственной гражданской службе взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Согласно п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. По общему правилу дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение считается снятым по истечении одного года со дня применения взыскания, если не имели место иные дисциплинарные взыскания как за коррупционные проступки, так и за иные дисциплинарные проступки, однако исключением является увольнение в связи с утратой доверия.
В соответствии с Федеральным законом О государственной гражданской службе, ст. 15 Федерального закона О противодействии коррупции сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
9. Вымогательство взятки
Под вымогательством взятки (пункт б ч. 5 ст. 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт б ч. 7 ст. 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
Для квалификации содеянного по пункту б ч. 5 статьи 290 УК РФ либо по пункту б ч. 7 ст. 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).
Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 или 201 УК РФ.
Вымогательство взятки наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
10. Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения
Наибольшую опасность для общества представляют коррупционные преступления, за которые установлена уголовная ответственность.
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 24 О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях (далее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 24). В абз. 4 преамбулы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 24 отмечено, что взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
К взяточничеству Верховный Суд РФ относит:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дачу взятки (ст. 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
- мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, исправительных работ, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения свободы, лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы зависят от тяжести совершенного деяния.
К иным коррупционным преступлениям:
- мошенничество (ст. 159 УК РФ);
- присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
- оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ);
- подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ);
- коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
- посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ);
- мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
- провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ).
За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения свободы, лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы также зависят от тяжести совершенного деяния.
Учалинская межрайонная прокуратура